head
Воскресенье, 12.05.2024, 14:30 Главная Зарегистрироваться Войти Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
 
LME
 
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 
Мини-чат
 
Последний коментар

28.06.2015

28.06.2015

28.06.2015

07.08.2014
 
Музыкальный блок
 
     
 
     
  Главная » 2011 » Июль » 21 » В границы общественно эффективного правового пространства...
23:50
В границы общественно эффективного правового пространства...
Независимый профсоюз горняков России (НПГ России) полагает, что в масштабах России есть проблемы, на которые стоит обратить внимание.

Специфическая модель рыночной экономики российского образца, с несовершенными формами социального партнерства, не содержит также основополагающего для любой более или менее нормальной экономики механизма воспроизводства трудового потенциала.
Независимый профсоюз горняков России (НПГ России) считает, что в России назрела необходимость изменения характера и форм государственных гарантий в области заработной платы, особенно для работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и опасными условиями труда.

В настоящее время государство, в сфере регулирования заработной платы ограничилось установлением основной государственной гарантии по заработной плате в форме величины минимального размера оплаты труда в Российской Федерации (МРОТ).
В рыночной экономике заработная плата выполняет несколько функций – воспроизводственную, стимулирующую, регулирующую и др.
Наиболее важная из них, воспроизводственная функция, которая состоит в обеспечении возможности воспроизводства рабочей силы на социально-нормальном уровне потребления. По своей сути, МРОТ – величина, обеспечивающая воспроизводственную функцию зарплаты.
В результате проведенных, за 20 лет в России, реформ решение вопросов по оплате труда законодательно переместилось на уровень предприятий.
Регулирование заработной платы через систему социального партнерства нормально для моделей рыночной экономики развитых стран, при наличии в этих странах достаточно мощного профсоюзного движения и отлаженного механизма сотрудничества между профсоюзами и работодателями.
Вместе с тем в России реальные, организованные силы работников пока на порядки ниже, чем требуется, чтобы работодатели (собственники) всерьез считались с ними по вопросам уровня оплаты труда. Поэтому вопрос регулирования заработной платы решается в неравноправном диалоге между работниками и работодателями.
Ориентация собственников только на общегосударственные нормы оплаты труда, установленные в законодательном порядке – на МРОТ, а также инертность большинства профсоюзов ФНПР, за которыми законодательно закреплена монополия на представительство работников в переговорах с работодателями, лишь способствует этому.
Такую ситуацию констатировал и Президент России Д.А. Медведев в апреле 2011 г., на совещании по вопросам улучшения условий труда рабочих, где он сказал: «Анализ показывает, что коллективные договоры и соглашения отражают в основном требования Трудового кодекса… Хотя такая договорная кампания охватывает 92 процента рабочих, эта договорная кампания является формальной… Диалог между работниками и работодателями практически всегда не является равноправным…».
Существующая практика регулирования заработной платы для работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и опасными условиями труда, также подтверждает такое положение дел.
Например, отраслевым соглашением по угольной промышленности минимальная месячная тарифная ставка для рабочих I разряда, занятых на подземных работах установлена в размере 5 252 рубля в месяц, а соглашение по горно-металлургическому комплексу устанавливает, что минимальный размер заработной платы не может быть ниже 1,3 прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте.
В результате размеры тарифных ставок и окладов на предприятиях горно-металлургического комплекса, горнодобывающих и угледобывающих предприятий, где трудятся работники, занятые на тяжелых работах, работах с вредными и опасными условиями труда, основываясь на которые рассчитывается основная часть заработной платы работников, не выполняет функцию базовой оценки результатов труда.
Такие размеры тарифных ставок и окладов не обеспечивают воспроизводственный потенциал минимальной заработной платы работников данной категории.
Несмотря на рекомендации, после произошедшей на шахте «Распадская» трагедии, Председателя Правительства России В.В. Путина изменить тарифные ставки шахтерам, в большинстве компаний, они изменены (увеличены) не были.
В.В. Путин рекомендовал: «работодателям совместно с профсоюзами внести в существующее федеральное отраслевое соглашение изменения – изменения к тарифным ставкам, которые обеспечили бы рост условно постоянной части заработной платы до 70%, как минимум».
Однако, внесенные 2 июля 2010 г. работодателями и Росуглепрофом (профсоюзом ФНПР) дополнения в Федеральное отраслевое соглашение по угольной отрасли, не содержали изменения (увеличения) тарифных ставок, в основном определяющих величину постоянной составляющей в структуре оплаты труда шахтеров.
Ограниченные только величиной МРОТ государственные гарантии по оплате труда не могут в полной мере защитить интересы работников, что приводит к росту социальной напряженности.
Например, проведенный, в октябре 2010 г. НПГ России целевой опрос горняков в трех регионах страны более 3 500 шахтеров (свыше 2% всех работников угольной отрасли) показал, что подавляющее большинство знает о предложении Председателя Правительства РФ В.В. Путина увеличить их тарифные ставки и поддерживает его. Почти столько же (93,9%) считают, что в оплате труда и тарифных ставках ничего не изменилось. 77,8% опрошенных уверены, что их заработок зависит только от премий за выполнение и перевыполнение плана. 67,6% опрошенных готовы добиваться изменения положения участием в забастовках. Опрос также показал, что открытое игнорирование Росуглепрофом и работодателями прямо заявленной позиции В.В. Путина, ведет к росту социальной напряженности – люди обеспокоены возможностью стихийных выступлений, но при этом в некоторых местностях более половины опрошенных в случае возникновения беспорядков лично готовы в них участвовать, иногда до 80%.

НПГ России предлагает расширить формы государственных гарантий в области заработной платы и вернуть работодателя (собственника) в границы общественно эффективного правового пространства.
Опыт регулирования заработной платы в развитых стран показывает, что в этих странах соотношение минимальной и средней заработной платы поддерживается, как правило, на уровне не ниже 40–50%. При этом минимальная заработная плата может устанавливаться как на общегосударственном, так и региональных и отраслевых уровнях.
В Советском Союзе, в 1989 г., минимальная заработная плата составляла 27% от средней зарплаты. В России соотношение минимальной и среднемесячной начисленной заработной платы по стране к весне 2011 г. составляло около 20%.
Соотношение указанных показателей на предприятиях горно-металлургического комплекса, горнодобывающих и угледобывающих предприятий в 2010 г. было в пределах 15,5 – 17,6%
НПГ России предлагает начать приводить государственные гарантии по оплате труда в соответствие с нормами Европейской социальной хартии и Конвенции МОТ № 131 «Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран».
В качестве первого шага в этом направлении предлагается установить государственные гарантии по оплате труда для работников, которые заняты на тяжелых работах, работах с вредными и опасными условиями труда, с целью приведения соотношения между их минимальной и средней заработной платой, до уровня развитых стран – не ниже 40%.
НПГ России предлагает использовать существующий механизм государственного регулирования оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда предусмотренный нормами статьи 147 ТК РФ.
Действующим Постановлением Правительства РФ № 870 от 20 ноября 2008 г. работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда установлена компенсации в форме повышения оплаты труда не менее 4 процентов тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.
Вместе с тем, тарифные ставки для работ с нормальными условиями труда устанавливаются работодателем практически самостоятельно, в неравноправном диалоге с работниками. Да и подход, который предполагает выплату доплат за вредность не соответствует существующим мировым тенденциям.
НПГ России предлагает регулировать минимальные размер заработной платы работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и опасными условиями труда Постановлениями Правительства Российской Федерации.
Данное предложение не противоречит концепции Трудового кодекса РФ, так как величина МРОТ, согласно статье 130 ТК РФ, входит в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников, при этом, оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда регулируется нормами статьи 147 ТК РФ.
НПГ России предлагает, посредством Постановления Правительства РФ, установить, что:
«Минимальный размер оплаты труда, без учета компенсационных и стимулирующих выплат (минимальная месячная тарифная ставка или оклад) работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и опасными условиями труда не может быть ниже двукратной величины прожиточного минимума для трудоспособного населения, утверждаемого Правительством Российской Федерации».
Согласно классификации тяжести и напряженности трудового процесса, труд работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и опасными условиями труда, относится к вредному (тяжелому) труду 1 или 2 степени. Категории тяжести и напряженности труда связаны главным образом и, прежде всего, с необходимостью различных уровней и качества питания. Например, нормы потребления по основным белковым продуктам при работе по классу условий труда «вредный (тяжелой) труду 1 или 2 степени» выше по сравнению с прожиточным минимумом для трудоспособного населения в 2,1–3,2 раза.
С учетом того, что величина прожиточного минимума для трудоспособного населения рассчитывается пока по устаревшей методике, двукратная величина прожиточного минимума для трудоспособного населения будет, практически, соответствовать минимальному потребительскому (воспроизводственному) бюджету работника, занятого на тяжелых работах, работах с вредными и опасными условиями труда.

При реализации данного предложения соотношение минимальной и средней заработной платы работников предприятий горно-металлургического комплекса, горнодобывающих и угледобывающих предприятий, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и опасными условиями труда, будет выходить на уровень развитых стран - не ниже 40%.
Установление таких государственных гарантий по оплате труда будет стимулировать работодателей (собственников) предприятий горно-металлургического комплекса, горнодобывающих и угледобывающих предприятий увеличивать производительность путем модернизации и технологического перевооружения производства, а не повышением интенсивности труда, как это зачастую происходит, так как неквалифицированный труд в больших масштабах применять будет затратно.
Произойдет повышение престижности профессий данной категории работников, так как повысится оплата их квалификации, которая при эксплуатации технически сложного современного производственного оборудования, в настоящее время серьезно недооценена.
При этом реально реализуется позиция, высказанная В.В. Путиным, об увеличение работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и опасными условиями труда постоянной составляющей до уровня не менее 70% от общей суммы оплаты труда.
 
Просмотров: 478 | Добавил: leksey | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
 
   
При использовании материалов сайта ссылка на «нпгр-субр.рф» обязательна.
   
Поиск
 
Погода
Североуральск
 
Календарь
«  Июль 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КАЛЕНДАРЬ
 
Наша кнопка
Сайт НПГР ОАО
Открыть код
 
Друзья сайта








 

© 2010-2024
Владелец и правообладатель проекта НПГР ОАО "СУБР"
Яндекс.Метрика