Новая корпоративная война - так поспешили назвать собрание акционеров "Норникеля". Пока же налицо только поводы для такой войны. РУСАЛ недоволен выбором совета директоров и недоумевает по поводу активной позиции менеджмента компании. В новый совет не вошел его прежний председатель - Александр Волошин. А вот интерес "Интерроса" пока мало очевиден. Истоки конфликта и его возможного продолжения вместе с аналитиками исследовал обозреватель радио "Вести ФМ" Сергей Артемов.
Артемов: 4-3. Такой счет в первом раунде противостояния "Интерроса" и РУСАЛа зафиксирован после собрания акционеров "Норникеля". Речь идет о представителях в совете директоров. Олег Дерипаска остался недоволен таким исходом выборов - ведь два гиганта имеют равные пакеты в "Норникеле". Об этом - аналитик компании "Юникредит Секьюритиз" Марат Габитов:
Габитов: Чуть более 25% у РУСАЛа и "Интерроса" и 8% - квазиказначейские акции, которыми располагает менеджмент компании. 4% - это "Металлоинвест", есть и другие акционеры - меньшие, чем "Металлоинвест".
Артемов: Такое же членство - 3 человека в совете директоров - обеспечил себе менеджмент "Норникеля", формально имеющий вчетверо меньший пакет акций, чем РУСАЛ. Да еще и не был выбран в совет его прежний руководитель - Александр Волошин. Новым председателем избран 1-й зампред ВТБ Василий Титов - формально прошедший по списку независимых директоров. Но РУСАЛ подозревает, что Титов, представляющий банк, обслуживающий "Норникель" и кредитующий структуры Потанина, вряд ли будет занят исключительно интересами миноритариев, как и подобает независимому директору.
Другое обвинение - в нарушении "Интерросом" некоей конвенции, согласной которой управлять "Норникелем" должны по 4 человека от этих финансово-промышленных групп. "Интеррос" возражает, что Дерипаска сам нарушитель - ведь среди прочего стороны договорились, что первые лица не будут избираться в совет директоров. Дерипаска же вошел в него - от РУСАЛа. Комментирует аналитик компании "Уралсиб Кепитал" Дмитрий Смолин.
Смолин: Мы знаем только основные положения. Имеет кто-то право из олигархов вступить в совет директоров - пока неизвестно. Но будь у Потанина такая возможность, он вряд ли бы ей воспользовался. Он исторически не входил в совет директоров, доверяя своим представителям. Дерипаска же постоянно участвует в операционном управлении компанией.
Артемов: Каковы же цели сторон в истории с "Норникелем"? Дмитрий Смолин предполагает следующее.
Смолин: Первая цель РУСАЛа - максимизировать денежные потоки в виде дивидендов. У компании большой долг, и потому РУСАЛ пытается ввести в совет директоров максимальное количество своих членов. У "Интерроса" интересы малопонятны, но ясно, что в взглядах на развитие компании олигархи разошлись. Менеджмент компании в данной ситуации не занимает четкой позиции, фактически отстаивает интересы миноритариев. Обладая 8% пакетом казначейских акций - невозможно провести в совет директоров троих человек. В лучшем случае, - одного.
Артемов: Роман Габитов из компании "Юникредит Секьюритиз" анализирует статус-кво в совете директоров "Норникеля":
Габитов: Так, конструкция, которая получилась в результате, достаточно некрепка, не просуществует долго, потому что там нет Волошина. К тому же РУСАЛ объявил, что будет настаивать на скором собрании акционеров.
Артемов: Пока же, по мнению Романа Габитова, в ожидании нового общего собрания акционеров, стоит подумать, кому эта временная схема может быть выгодна?
Габитов: Это сделано для прикрытия мелких сделок, которые могут проходить через одобрение простым большинством совета директоров - например, скупки акций. Это приведет к тому, что количество акций в обращении сократится, а менеджмент сможет больше влиять на компанию.
Артемов: Так или иначе - РУСАЛ будет биться до конца, считает Дмитрий Смолин из "Уралсиб Кэпитал":
Смолин: Итоги собрания сигнализируют о новом этапе борьбы между РУСАЛом и "Интерросом". После полутора лет существования совместного, стороны не смогли договориться, и РУСАЛ даже проигнорировал заседание первого совета директоров. Конфликт будет разгораться с новой силой.
Артемов: В "Норникеле" есть деньги. Компания приносит прибыль. Деньги нужны РУСАЛу. Несмотря на громкое IPO в начале года, долги Олега Дерипаски никуда не делись, отмечает далее Дмитрий Смолин.
Смолин: Большинство денег IPO пошли на погашение долга компании, который до cоставляет 14 млрд долларов. Сейчас размер долга сократился до 12 млрд. Проведут как минимум 4 человека.
Артемов: В этой истории еще будет много новостей. Слишком много поставлено на карту у всех ее участников. Вполне возможно, РУСАЛ-таки получит законное, по его мнению, 4-е кресло в совете директоров. Но - одна деталь: на суд акционеров было вынесено предложение РУСАЛа о выплате дивидендов в 2 млрд 600 млн долларов. "Интеррос" предложил выплатить в два раза меньше, а остальные деньги направить на перспективные планы "Норникеля". В голосовании участвовало 92% акционеров, и 80% из них поддержало позицию Владимира Потанина - развивать компанию, а не превращать ее в удобный тугой кошелек.