С марта 2007 года тянется тяжба группы рабочих с руководством Тошемских бокситовых карьеров (ТБК), являющихся дочерним предприятием СУБРа (входит в ОК РУСАЛ), по вопросам нарушения работодателем трудового законодательства и других нормативных правовых актов в области трудовых отношении и покрывательстве этих нарушений органами, обязанными вести надзор и контроль за соблюдением Трудового кодекса РФ. Приводим нарушения Трудового кодекса Российской Федерации:
- Работы производятся на списанной технике, не подлежащей эксплуатации экскаваторы воронежского завода с бортовыми номерами №74, 85, 95 (Акт проверки государственного инспектора Солтес С.И. 02/11-21 от 07.04.2008г.). Где же ведущий инженер по ОТ и ПБ Кузнецов, призванный оберегать труд рабочих, которые гробят свое здоровье на этих колымагах. Он еще умудряется наказывать заработной платой за работу на этой технике. - Машинисты экскаваторов работают фактически и машинистом, и помощником машиниста; какие-либо доплаты за совмещение не производятся с 2006 года (проверка прокуратуры Свердловской области о 01.03.2007 года №7-1474-07; предписание государственного инспектора труда от 03.08.2007 г. №04-04-07/41) об устранении нарушений. - При расчете заработной платы с 2006г. были занижены тарифы машинистов и помощников машинистов экскаваторов: вместо 31,43 руб –22,4019 руб/час (проверки отдела по труду Северному управленческому округу за №18 от 25.04.2008г;утвержденные ставки на предприятии в 2006г.;расчетные листки с 2006г.) - При аттестации рабочих мест не производятся доплаты за вредные и опасные условия труда (проверки областной прокуратуры от 13.08.2007 г. №7-14-74-07, государственной инспекции труда от 07.04.2008г. №02-11-21, отдела по труду по Северному управленческому округу от 25.04.2008 г. №18, утвержденная сетка тарифных ставок, применяемых на предприятии с 2006 г.) - По паспорту завода-изготовителя объем полностью нагруженного кузова автомашины «БЕЛАЗ» составляет 18м3. У нас же по документам проводят меньшее количество отгруженной руды (породы) – 8-10 метров кубических, что, естественно, влияет на размер заработной платы. - Работаем вахтовым методом, а по результатам проверки вахтовый метод на предприятии отсутствует (проверка отдела по труду по Северному управленческому округу от 25.04.2008г. №18). . Соответственно, оплата производится повременно. - Работодатель нарушает общие положения правового регулирования систем оплаты труда. Оплата труда работников, согласно расчетным листкам, осуществляется по сдельно-премиальной системе оплаты труда; однако, в действительности заработную плату высчитывают исходя из отработанных часов, также указанных в расчетных листках, т.е. в соответствии с повременной системой оплаты труда (проверка отдела по труду по Северному Управленческому округу от 2.04.2008г. №18). В течение 4 месяцев 2008г. система оплаты труда в ТБК поменялась 3 раза – это видно из расчетных листков рабочих. - Не начисляется доплата, предусмотренная пунктом 3.6.3. Коллективного договора к заработной плате высококвалифицированных работников 5-8 разрядов (проверки юридического департамента Федерации профсоюзов Свердловской области от 29.04.2008г. №08-31, областной прокуратуры от 29.04.2009г. №7-3894-07).
Тяжбу начали по закону, соблюдая все инстанции, начиная с «нижней». За это время мы обращались: 1. В Государственную инспекцию труда по Свердловской области 2. к депутату Государственной Думы Таскаеву В.П. 3. в городскую прокуратуру 4. в Областную прокуратуру 5. в Управление Генеральной прокуратуры РФ в УрФО 6. к Управлящему Северным административным округом Граматику И.И. 7. в октябре 2008 года с огромной надеждой обратились в общественную приемную Путина В.В. в г. Екатеринбурге 8. Дважды (2009-2010г.г.) к Жириновскому В.В., который сделал депутатский запрос в Генпрокуратуру РФ, а те, в свою очередь, в Областную прокуратуру г. Екатеринбурга.
Второго апреля 2010 года прибыл представитель из областной прокуратуры Курилович И.А. Как и во время первого посещения нашего города, Курилович взял с нас объяснения по каждому вопросу о нарушениях ТК РФ, пообещав составить иск в суд, показать его нам для ознакомления и …исчез! По истечении месяца мы позвонили в областную прокуратуру с намерением знать судьбу иска. Курилович заверил, что документ отправлен в Москву, и ответ надо ждать оттуда. Однако, что он отправил и куда, мы до сих пор не знаем. Уверены, что идет умышленное затягивание этого процесса (у СУБРа очень налажены связи в Екатеринбурге!). В 2010 году обратились в приемную Президента РФ в Екатеринбурге. Они переслали наше обращение в областную инспекцию труда, а она у СУБРа «ручная». С 2007 года восемь раз обращались в инспекцию труда по Свердловской области. (Кто заинтересуется этими ответами – предоставим). Президент и Премьер хотят построить здоровое и обеспеченное общество –это замечательно. Мы обеими руками «ЗА!». Только объясните, пожалуйста, как нам, простым рабочим, бороться с такой машиной бюрократии и коррупции за свои права?
В.В.Путин говорит: «Идите в суд. Предоставляйте доказательства». Мы идем. В городском суде нас в упор не замечают. Что бы мы ни говорили, какие бы ни предоставляли документы, все как в стену упирается. Почему? Ответ прост: ТБК является дочерним предприятием СУБРа, а СУБР –градообразующее предприятие, поэтому все организации: городской суд, прокуратура, налоговая инспекция и даже областная прокуратура - с СУБРом живут очень дружно. И это не наговор. На судебных заседаниях представители работодателя и юристы СУБРа предоставляют поддельные документы (наряды, тарифные сетки, аттестацию рабочих мест), а наши судьи «проглатывают» предложенное. Никакие наши возражения не принимаются и не фиксируются в протоколах судебных слушаний. Так происходило на заседании суда у судьи Лукаш Т.Н. 03.06. 2009 года по иску о незаконном наказании рабочих заработной платой. В протоколе заседания не отмечено, что наряды были поддельные, не сняты копии с этих нарядов, хотя мы требовали внести в протокол протест, что наряд поддельный (протокол заседания у нас имеется). В протоколе отмечено: «У суда нет оснований не доверять показаниям горного мастера Геращенко», а нам, работягам, суд не доверяет. Сам Геращенко давал нам наряд на зарядку скважин взрывчаткой (к которой мы, экскаваторщики, никакого отношения не имеем) и сам же заклеил бумагой и замазал маркером этот наряд, а сверху написал новый: «охрана территории». Директор ТБК Любченко В.П. и ведущий инженер по ОТ и ПБ Кузнецов В.В. его с радостью поддержали.
На предоставленные работодателем для суда поддельные документы мы пишем заявление в городскую прокуратуру на имя Фамутдинова Д.Т., он переадресовывает его в ОБЭП города инспектору Молотковой Е.В., которая, не проведя процедуру почерковедческой экспертизы, закрыла дело. Все это мы можем доказать. С 2006 года мы работаем вахтовым методом, по результатам проверки Северным административным округом в документах ТБК вахтового метода на предприятии, оказывается, НЕТ! Значит, и оплаты за вахтовый метод –НЕТ. Разве это не криминал?!. Год и 4 месяца мы добивались через суд и службу приставов, чтобы нам сделали запись в трудовой книжке о работе вахтовым методом. И вот свершилось! Справедливость торжествует: в октябре 2010 года мы добились результатов. Почему молчат прокуроры области? Почему не заводят дела? Какие еще доказательства нужны нашему прокурору, чтобы завести дело? Вместо этого прокурор всячески пытается защитить руководство ТБК и СУБРа, и присылает вот такие ответы: «От 27.02.2010г. №95Ж-10 «Нарушения ваших прав по результатам проведенной проверки не усматривается, оснований для принятия мер прокурорского реагирования нет». (Хотя вышестоящие проверяющие органы эти нарушения выявили).
Ответы из Госинспекции труда области, как близнецы, похожи на прокурорские! Из коллектива ТБК бьются за свои права только трое, остальные молчат потому, что одна половина очень трусливая, а вторая готова вылизать за начальством все тарелки. В стране, где мы родились и выросли, мы стали гастарбайтерами без права и защиты. Президент и Председатель Правительства ездят по всей стране, а к нам, наверное, вряд ли соберутся, хотя в Североуральске добывается 60% всего боксита. Поэтому сегодня, как никогда, популярна у нас старинная пословица «до Бога высоко, до царя далеко!»
Это не жалоба. Это крик души работяг с плантации Дерипаски! Сегодня, в очередной раз, пройдя по замкнутому кругу, мы начали все с начала. Может быть сейчас, через СМИ, Интернет мы достучимся до «сильных мира сего»? Помогают нам в этом деле не юристы города Североуральска, а простые мужики из НПГ Валерия Золотарева. Люди находятся на своем рабочем месте и помогают простым рабочим всем, чем могут. И не за деньги, как пишут в каких-то боевых листках, а за совесть. Спасибо им за это! А «боевые» листки пишут крысы и злопыхатели, которые боятся ставить подпись под своим изобретением. В октябре 2010 г. мы подали в городской суд исковые заявления к ТБК о перерасчете заработной платы, взыскании недоплаченной заработной платы, привлечении к ответственности должностных лиц, нарушивших трудовое законодательство. Иск Червякова С.А рассматривает уважаемая нами судья Лукаш Т.Н. В части перерасчета судья Лукаш Т.Н. вынесла определение «о подготовке дела к судебному разбирательству». В части привлечения к ответственности вынесла определение «об отказе в принятии в части заявления…», ссылаясь на статьи 5.27КоАП, ст.419 ТК, ст.5.27 КоАП, ст.145 УК РФ. Цитируем: «таким образом, данное исковое требование не может быть рассмотрено в рамках гражданского судопроизводства. Разъяснить Червякову С.А, что отказ в принятии в части искового заявления препятствует повторному обращению заявителя в суд с иском к тому же ответчику, о том же предмете и тем же основаниям». Получается, что нарушать ТК РФ работодателю разрешается, а требовать привлечения его к ответственности за эти нарушения мы, рабочие, не можем. Нам даже запрещено повторно обращаться в суд.
Иск Николенко Н.А. рассматривает судья Соснина Л.Н., вынесшая определение о возвращении искового заявления как не соответствующего требованиям ст.131, 132 ГПК РФ. А именно: в нем не предоставлен расчет взыскиваемой суммы. Хотелось бы знать, каким образом можно сделать этот расчет, если документы находятся у работодателя, и давать их он нам не собирается? Николенко Н.А. переписал иск, убрав пункт о взыскании недоплаченной суммы. Читаем, что ответила судья Соснина Л.Н. в определении о возвращении иска: «В суд истцом Николенко Н.А.13.10.2010г. представлено исковое заявление, в котором отсутствует требование о выплате ему недоплаченных сумм заработной платы, а имеется требование об обязании ответчика провести полный перерасчет его заработной платы с 2006 г. По смыслу требования истца – об обязании ответчика провести полный перерасчет его заработной платы с 2006г., перерасчитанные суммы заработной платы подлежат взысканию в его пользу с ответчика, а следовательно, указанное требование истца также требует расчета взыскиваемых сумм». Таким образом, судья определяет правомочность иска по смыслу, а не по факту. Результат – иск вернули. Хорошо хоть не запретили повторно обратиться в суд с этим иском. Кстати, иск Севковского к ТБК готовится. Два судьи – два разных определения. А закон – один! Получается, что закон наши судьи могут трактовать на свое усмотрение, «по смыслу».
Вывод: североуральский суд и вышеперечисленные органы правозащиты всеми силами стараются защитить субровское руководство. Это было видно на всех заседаниях с нашим участием. Только пусть не забывают представители этих органов, что Североуральский суд, прокуратура, ОБЭП не последние инстанции в нашей стране. Мы все равно добьемся правдивого решения этой проблемы, и Вы, уважаемые читатели, в дальнейшем сможете узнать об этом из СМИ и сети Интернет. Позже мы сообщим, на каких сайтах нас искать.
Рабочие ТБК: Н.А.Николенко, С.А.Червяков, А.Б.Севковский
|