| Как не нужно оплачивать труд шахтеров Изменение структуры зарплат шахтеров может существенно снизить мотивирующую функцию оплаты труда
Выступление Владимира Путина в Новокузнецке 24 июня 2010 г. и то, как это выступление представляется в российских СМИ, напомнило мне «Армянское радио», когда-то весьма популярное в СССР. Это радио однажды сообщило, что гражданин Карапетян выиграл 100 тысяч рублей по трехпроцентному государственному займу. Через день было дано уточнение: «Не 100 тысяч рублей, а 100 рублей. Не по трехпроцентному займу, а в преферанс. И не выиграл, а проиграл».
Вспоминать про удвоение ВВП к 2010 году сейчас уже так же неприлично, как в доме повешенного говорить о веревке. «План Путина», под знаменем которого «Единая Россия» шла на победные для нее выборы, уже тоже не вспоминают. Трудно ожидать, что 5 июля или чуть позже будет опубликован отчет о том, удалось ли с зарплатами шахтеров сделать то, о чем В.В Путин говорил в Новокузнецке 24 июня. Тем более, что на эту тему В.Путин высказывался значительно осторожнее, чем это представляется в СМИ.
Читаю сообщение, подготовленное журналистом: «Постоянная часть зарплат шахтеров увеличится до 70%. «Постоянная составляющая зарплат шахтеров по новому отраслевому соглашению будет увеличена до 70%", – заявил премьер-министр РФ Владимир Путин на встрече с шахтерами в Новокузнецке в четверг. «Работа по отраслевому соглашению будет закончена не позднее 5 июля», – сказал он».
Следуя привычке не доверять журналистам, читаю стенограмму этой встречи, оперативно опубликованную на сайте нашего правительства: «Вы знаете, что сейчас идет пересмотр этого отраслевого соглашения в связи с необходимостью, или... Необходимостью, да, необходимостью, я считаю. В связи с моей позицией по поводу того, что нам нужно пересмотреть условия оплаты труда и увеличить условно постоянную составляющую этой оплаты до 70%. В целом работодатели с такой постановкой вопроса согласились. Я с ними встречался, разговаривал со многими. С профсоюзами встречался отдельно. Сейчас идет работа над этим отраслевым соглашением. Давайте вернемся и к этой его части. Мне обещали, что работа по отраслевому соглашению будет закончена не позднее 5 июля текущего года. Времени осталось немного. Но это вопрос, конечно, будет дополнительным, я его поставлю».
Будем точны. Действительно, наш премьер-министр говорил о том, что считает нужным некую постоянную («условно постоянную») часть зарплат шахтеров увеличить до 70 % от общей суммы. Но, во-первых, сам он не обещал, что все будет сделано до 5 июля текущего года. Это ему обещали, что работа по отраслевому соглашению будет закончена не позднее 5 июля. И, во-вторых, он не обещал добиться обещанного увеличения, а взялся лишь «поставить вопрос».
Когда-то я слышал от мамы, работавшей в Министерстве боеприпасов СССР, историю про случай на коллегии министерства. Министр Д.Устинов после слов одного из начальников главков «Мы этот вопрос поставили в Госплане», повысил голос: «Вопрос не …! Он два года стоять может!». Поставить вопрос и решить вопрос – это, как говорят в Одессе, две большие разницы.
На состоявшейся в этот же день в Новокузнецке встрече с родственниками погибших шахтеров и горноспасателей В.Путин тоже затронул тему оплаты труда шахтеров, связав ее с темой безопасности: «Есть и другая составляющая, о которой вот Катя сказала. Это достойная оплата труда. Абсолютно точно. И в этой связи, вы знаете, я принял решение: добиться внесения изменений в отраслевое соглашение, которое заключается на 2010–2012 годы между профсоюзами и работодателями. С тем, чтобы условно-постоянная составляющая в заработной плате была не менее 70%. Вот это будет сделано, я надеюсь, в самое ближайшее время. Меня заверили, что в начале июля эта работа будет завершена и будет поставлена точка».
Допустим, что наш премьер-министр надеется не напрасно. И он действительно добьется обещанных изменений в отраслевом соглашении. Но есть большие сомнения в том, что в результате этого оплата труда шахтеров станет действительно достойной, если сегодня она таковой не является. Если доля фонда оплаты труда в стоимости выпущенной продукции (угля) не увеличится, то не изменится и уровень зарплат шахтеров. И это практически не зависит от того, каково будет соотношение между постоянной и переменной частями оплаты труда. Будучи вынужденным увеличить постоянную («условно постоянную») часть оплаты труда, работодатель компенсирует свои дополнительные затраты снижением переменной части. Арифметика здесь простая.
Но есть и другая сторона медали. Такое изменение структуры зарплат может существенно снизить мотивирующую функцию оплаты труда. Для развития производства и повышения его эффективности это плохо. А если что-то ослабляет производство, то, в итоге, страдают наемные работники. Оплата труда и распределения дохода – сферы тонкие и деликатные. Недостаточно продуманные меры здесь иногда могут давать краткосрочный популистский эффект и поддерживаться наемными работниками, но в итоге хуже становится всем, в том числе и этим же работникам.
Не секрет, что службам охраны на предприятиях приходится оберегать имущество не только от внешних злоумышленников, но и от своих собственных работников. Нечто похожее на это есть и в вопросах оплаты труда. Стремясь к своей краткосрочной выгоде, наемные работники часто стремятся получить в виде оплаты труда больше, чем реально может дать компания без вреда для своих долгосрочных интересов и жизнеспособности. Известная басня «Свинья под дубом» хорошо иллюстрирует эту ситуацию.
Существует удивительно простой и хорошо работающий критерий правильности оплаты труда. Если из компании люди не уходят, это значит, что им платят достаточно много. А если из компании люди начинают массово уходить, то работодателю нужно либо увеличивать оплату труда, либо закрывать бизнес. Квалифицированный менеджер обязан хорошо отслеживать этот процесс и обеспечивать оптимальную оплату труда – не меньше, но и не больше, чем это необходимо для поддержания требуемого штата работников и нормального функционирования компании.
Не секрет, что принадлежащие государству предприятия обычно работают менее эффективно, чем аналогичные частные предприятия. Такая картина имеет место и в нашей стране, и за рубежом. Именно в этом заключается главная причина всех неудач по социалистическому переустройству общественного производства. Поэтому нужно очень осторожно относиться к попыткам чиновников любых уровней учить менеджеров частных компаний правильному и эффективному ведению бизнеса. Главное дело государства – создавать разумные законы и обеспечивать их выполнение. А правильно договариваться со своими работниками компании должны при минимальном вмешательстве чиновников.
|