Алексей Соколов в коридоре Ленинского районного суда 2 августа 2009 года Обновлено: 18.05.2010 20:07
Елена Поляковская Сегодня в центре Москвы прошел пикет в поддержку екатеринбургского правозащитника Алексея Соколова. Несколько дней назад Богдановический городской суд свердловской области приговорил Соколова к пяти годам колонии строгого режима. Правозащитники считают это дело сфабрикованным.
Руководитель свердловской областной общественной организации "Правовая основа" и член Общественной наблюдательной комиссии за местами лишения свободы Алексей Соколов известен своими расследованиями нарушений в екатеринбургской исправительной колонии №2, а также попыткой добиться наказания сотрудников правоохранительных органов, в течение нескольких лет покрывавших преступления. О нарушениях прав человека в местах лишения свободы Соколов снял фильм "Фабрика пыток или Педагогический опыт". А через несколько лет ему были предъявлены обвинения в грабеже в городе Красноуфимск Свердловской области в 2001 году, в разбое в городе Богдановичи и краже в Екатеринбурге в 2004 году. Год назад Алексей Соколов был арестован.
Вот что рассказала супруга Соколова Гульнара:
– Алексей 13 мая около 9 часов утра вышел погулять с нашей двухлетней дочерью Алиной. Минуты через две я услышала звонок в домофон. Незнакомый мужской голос сообщил, чтобы я выходила и забирала ребенка. Выйдя на улицу, я обнаружила Алексея, лежащего на асфальте, закованного в наручники, и плачущую дочь, стоящую на обочине. Подбежала, попыталась узнать: кто такие, за что, куда, почему? Ведь те четверо граждан были в гражданской одежде, на гражданских машинах. И Алексея потом удалось обнаружить только спустя несколько часов, и то благодаря стараниям уполномоченного по правам человека в Свердловской области Татьяны Георгиевны Мерзляковой…
Правда, через два с половиной месяца у семьи Алексея Соколова появилась надежда на прекращение против него уголовного дела – Свердловский областной суд принял решение освободить Соколова из-под стражи. Однако в этот же день он был задержан сотрудниками ГУВД прямо на территории Следственного изолятора №1 Екатеринбурга и вновь заключен под стражу. Правозащитников это лишь утвердило в мысли, что преследование и заключение Алексея непосредственно связаны с его общественной деятельностью.
Представитель "Союза солидарности с политзаключенными" Михаил Кригер объяснил, почему эта общественная организация, среди прочих, выступает в поддержку Алексея Соколова:
– Мы считаем его политзаключенным. Доказательства его вины крайне сомнительные: суд основывался только на показаниях людей, которые сами находятся сейчас в местах лишения свободы. Являясь заключенными, эти люди не были свидетелями по делу, и поэтому в своих показаниях они даже не давали подписку об ответственности за заведомо ложные показания. Мы убеждены, что это месть Алексею Соколову за его правозащитную деятельность, за его работу в составе Общественной наблюдательной комиссии, за его фильм "Фабрика пыток", за то, что милицейские чины получили немалые наказания за вскрытые Алексеем Соколовым злоупотребления…
В поддержку Алексея Соколова выступили уполномоченный по правам человека Владимир Лукин, председатель Совета при президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Элла Памфилова, члены Общественной палаты Анатолий Кучерена и Генри Резник, председатель подкомитета по правам человека Европейского парламента Хейди Хаутала, правозащитники Лев Пономарев и Людмила Алексеева.
Обращение к президенту Медведеву дало определенный результат, хотя и не привело к полному оправданию Алексея Соколова, считает руководитель движения за права человека Лев Пономарев.
– Даже вмешательство президента Медведева не остановило такой достаточно жесткий приговор, хотя Элла Александровна Памфилова передавала в руки Медведеву письмо, которое подписали я и Людмила Михайловна Алексеева. Должен сказать, что по поручению президента этот вопрос изучался. Тем не менее, Соколов осужден. Но, думаю, мы не зря обращались к президенту. Ведь Соколов мог бы получить и 20 лет лишения свободы, потому что ему сначала вменялись три эпизода, каждый раз – в организованной преступной группе. Но судья отмел "организованную преступную группу", отмел один из трех эпизодов, и Соколов получил, мы должны сказать с облегчением в данном случае, не 20 лет, а всего лишь 5 лет. Но если понять, что все дело вообще сфабриковано, то, конечно, 5 лет – чудовищное наказание. Мы будем добиваться, чтобы он был освобожден, – заверил Пономарев.
Лев Пономарев так же, как и другие правозащитники, считает: веским доказательством того, что дело Алексея Соколова сфабриковано, является тот факт, что показания против Соколова давали его, якобы, сообщники, которые находятся под стражей и на которых оказывалось давление.
Организаторы сегодняшнего пикета хотят привлечь внимание общественности к делу Алексея Соколова, а также собрать средства в помощь его супруге и маленькой дочери.