Поссорил промышленников.
Намерение правительства России повысить в 2015 году тариф на перевозки грузов по "железке" обернулось информационной войной. Металлурги обвинили железнодорожников в нецелевом расходовании средств, железнодорожники металлургов – в стремлении "поживиться" за чужой счет. И те, и другие пугают власти ухудшением экономических показателей, сокращением персонала и социальных программ.
Эксперты предрекают, что победителей в этой войне не будет. Как выяснил обозреватель "Уралинформбюро", любое решение правительства относительно индексации либо замораживания тарифов не решит ничьих проблем. В интересах страны следовало бы вообще отказаться от инвестиционной составляющей в тарифе и заняться комплексным регулированием экономических отношений участников рынка.
Война началась с письма в Кремль производителей металлов, угля и удобрений, в котором они предложили ОАО "РЖД" пополнить свои инвестиционные фонды за счет продажи непрофильных активов (например, французского логистического оператора GEFCO, купленного не так давно за 1 миллиард евро). Индексация тарифов, по их мнению, лишь ухудшит финансовое положение монополии, поскольку она потеряет грузы.
Свои "пять копеек" вставили профсоюзные руководители Североуральского бокситового рудника (ОК РУСАЛ), которые принялись "пугать" правительство затягиванием строительства новой шахты "Черемуховская-Глубокая" и сокращением численности работающих в Североуральске на 30%. По их мнению, рентабельность предприятия напрямую зависит от транспортных затрат.
Профессиональный союз Свердловской железной дороги "поднял перчатку" и направил в адрес губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева свое письмо, которое также было предано гласности. В нем напоминается, что в 2014 году тарифы на перевозку были заморожены, отчего монополия получила убыток в 90 миллиардов рублей. Снижение доходов, утверждает председатель профсоюза Анатолий Геращенко, повлекло сокращение персонала, урезание инвестиционных и социальных программ. По поводу рентабельности ОК РУСАЛ Дорпрофсож заявил следующее: металлурги хотят за счет перевозчиков поправить свое финансовое положение, увязав отрицательную рентабельность ОАО "СУБР" с тарифной политикой ОАО "РЖД".
Эксперты полагают, что железнодорожники в своих подозрениях и правы, и не правы одновременно. Генеральный директор ОК РУСАЛ Олег Дерипаска, предрекая сокращение персонала на Североуральском руднике, в известной степени лукавит. Действительно, добыча бокситов с километровой глубины нерентабельна, и СУБР с экономической точки следовало бы закрыть, потому что у компании в Республике Коми есть Тиманское месторождение с дешевым сырьем. Но Дерипаска этого не делает, потому что бокситы Тимана оказались очень бедные, и по технологическим причинам к ним приходится добавлять качественные североуральские. СУБР будет добывать бокситы до тех пор, пока ОК РУСАЛ не поменяет технологию извлечения глинозема, а до этого, похоже, еще очень далеко: резервная база алюминиевого сырья еще только изучается.
Не стоит воспринимать всерьез и утверждение металлургов о том, что транспортные расходы подрывают им экономику. Алюминиевая отрасль сейчас находится на подъеме: по словам директора по стратегии, развитию бизнеса и финансовым рынкам ОК РУСАЛ Олега Мухаметшина, спрос на "крылатый металл" увеличивается на 6-7% в год. Создав его искусственный дефицит, производители требуют с потребителей дополнительную премию в 400-500 долларов за тонну, что практически позволило им нивелировать провал цен на алюминий в 2012-2013 годах.
Кроме того, сильно повысило рентабельность экспорта нынешнее резкое падение рубля. Специалисты АНО "Институт проблем естественных монополий" (ИПЕМ) подсчитали, что, даже если поднять тарифы на грузовые перевозки в 2015 году на 10%, транспортные расходы экспортеров снизятся по сравнению с 2012-м на те же 10% из-за курсовой разницы валют.
Однако и доводы железнодорожников не выдерживают критики. Согласно отчету ОАО "РЖД" за первую половину текущего года, затраты на зарплату и социальные отчисления выросли на 3,5%. Видимо, личные доходы железнодорожников вскоре подрастут еще, поскольку об этом попросил президент РФ Владимир Путин, ссылаясь на увеличение производительности в отрасли на 9%.
Иное дело – инвестиции в развитие. РЖД необходимо реконструировать Транссиб и БАМ, строить свой участок Северного широтного хода. Денег у монополии, конечно, не хватает, но ведь тогда, действительно, не стоило покупать за 1 миллиард долларов GEFCO с сотнями офисов по всему миру, которая занимается оптовой покупкой различных услуг и перепродажей их в розницу. Экспертам показалось странным, зачем железная дорога приобрела компанию, покупающую у нее услуги. Обычно покупают поставщиков услуг.
Не таким уж необходимым активом является и футбольный клуб "Локомотив", на содержание которого в год уходит свыше 5 миллиардов рублей (с 2010 года расходы выросли в пять раз). Причем бывший тренер коллектива Сергей Овчинников считает, что бюджет клуба раздут. На этом фоне бесплатная раздача билетов на матчи "Локомотива" одним налогоплательщикам за счет других выглядит откровенно неприлично.
Глава ОАО "РЖД" Владимир Якунин не любит, когда его попрекают расходами на "Локомотив". Он убежден, что позволительно тратить заработанные деньги на социальные проекты. Но проблема в том, что РЖД распоряжается не только заработанными деньгами: на реконструкцию БАМа и Транссиба предполагается потратить 562 миллиарда рублей, в том числе 150 миллиардов – из Фонда национального благосостояния и 110 миллиардов – напрямую из федерального бюджета.
Самое время напомнить, что РЖД зарабатывает неважно: доходы от грузовых и пассажирских перевозок падают. Чистая прибыль компании в первом полугодии сократилась почти на 17%. Как утверждают в РЖД, из-за того, что тарифы в 2014 году не индексировались. Эксперты думают иначе.
Как заявил заместитель гендиректора ИПЕМ Владимир Савчук, с железной дороги ежегодно уходит до 70 миллионов тонн грузов, РЖД теряет десятки миллиардов рублей. И отток клиентов лишь увеличивается после заявлений Якунина о необходимости проиндексировать тарифы, чтобы пополнить инвестиционные фонды РЖД.
Владимир ТЕРЛЕЦКИЙ
http://www.uralinform.ru/analytics/economy/217383-dorogoi-lokomotiv/
|